Очень часто при знакомстве с нейропсихологией мы думаем о ней, как о направлении вроде психоанализа, КПТ или гуманистической парадигме. Но нейропсихология – это знание о психике человека с позиции работы мозга, что естественно вплетается в жизнь и взгляды большинства психотерапевтов. И то, что еще во время психоанализа Фройда уже говорилось о нейропластичности и нейропсихологии как основе – еще одно этому подтверждение.
Вы думаете, что знаете, как работает мозг? Тогда вы либо гений, либо безумец. Никто в точности не знает ответа на этот вопрос. Но давайте посмотрим к чему вообще приходили лучшие умы нейропсхиологии.
Существует три подхода к представлению о мозге, три теории, дающие ответ на вопрос: “как высшие психические функции связаны с мозгом?”.
И первым было слово, и слово было Галля
Итак, все начиналось с чего-то стабильного: узкий локализационизм – эту модель можно понять, представив консерватора предыдущей для нас эпохи. Он уверен в чем-то и хочет, чтобы это было неизменно.
Фрэнсис Галль – австрийский анатом – стоит у истоков локализационизма. Он считал, что между формой черепа человека и его психикой (личностью, психическими функциями) существует связь. Подобные убеждения называются “френологией”.
Френология – учение, главное положение которого является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа.
Галль объяснял различия людей, связывая это с разной интенсивностью и ростом областей коры. Шпурцхейм затем добился широко признания френологии, которая не уступила бы психоанализу в популярности, если бы им пришлось сойтись в одном времени.
Сейчас на френологию смотрят со скепсисом, однако в то время это был достаточно важный этап в истории мозга. Конечно, сама теория не базировалась на исследованиях, поэтому вскоре учёные раскритиковали ее, и сейчас френологические карты Галля хранятся на полках истории.
Однако, локализационизм не умер на идеях Галля, ведь в 1861г. Брока обнаружил центры речи.
Поль Брока – французский хирург и анатом, клинически подтвердил связь психического процесса и определенного участка мозга.
Пациентом Брока оказался человек с грубым нарушением моторной речи: он не мог разговаривать, хотя подвижность губ, гортани и языка не была нарушена. После вскрытия обнаружили опухоль в задней третей нижней лобной извилине левого полушария. Его известный коллега Карл Вернике прославился в изучении другой стороной нарушения речи: он обнаружил место жительства центра понимания слышимой речи – задняя треть верхней височной извилины левого полушария.
Следом за этими исследованиями узкий локализационизм начал набирать обороты и становился все более популярным. Стали открыты “центры письма” “центры ориентации в пространстве” и т. Д.
Немецкий психиатр М. Клейст изучал черепно-мозговые ранения и в 1934 г создал карту локализации психических функций.
Основные положения и критика локализационизма
Но век локализационизма прошел, ведь он не мог объяснить утрату психической функции при нескольких поражениях, или наоборот – утрату нескольких функций при одном поражении мозга.
Е.Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма:
– функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным участком мозга;
– мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных “центров”, каждый из которых целиком заведует определенной функцией;
– под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.
Представители:
- П. Брока,
- К. Вернике,
- Ф. Галль,
- В. Бродбент,
- Ж. Шарко,
- К. Кляйст
Все зависит от площади:
На смену узкому взгляду пришел широкий континентальный размах: антилокализационизм или эквипотенциальная концепция.
Представители:
- П. Флуранс,
- К. Лешли,
- А. Гольц,
- А. Бергсон
Эти ученые рассматривали мозг более целостно. Давайте представим его в виде континента: чем больше кусок отвалиться – тем больше урона принесено континенту (или мозгу). Чем большую его часть зальет лавой – тем хуже. Локализационизм полагал, что для утраты функции стоит залить лавой определенные фрагменты, эквипотенциальность хотела бы залить просто как можно меньше территории для сохранения «здоровых психических функций».
Взгляд этой концепции на мозг понимается так – психическая функция равномерно расположена по всей коре (как масло на хлебушке в хорошем бутерброде), кора мозга представляется неделимой на части вроде печени или другой железы. Однако представители этого взгляда допускали вариативность – некоторые функции, например, сенсорные и моторные действительно локализованы, но только не высшие.
Интересно, Флуранц действительно полагал, что психика продуцируется мозгом подобно желчи у печени. Также он обнаружил, что для нарушения восприятия и регуляции произвольных движений необходимо удалить весь конечный мозг, а не отдельные зоны коры.
К. Лешли – английский невролог – исследовал крыс и выявил, что нарушение психического процесса зависит от массы пораженного мозга, а не от места поражения.
Опираясь на работы Е.Д. Хомской, можно обозначить основные методологические положения антилокализационистов:
– психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;
– локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического;
– мозг – это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех своих отделах;
– психическая функция равномерно связана со всем мозгом.
Не складывается что-то…
Однако, ни первая, ни вторая теория не смогла объяснить психическую деятельность человека. Рамачандран критиковал локализационистов, аргументом выступало то, что навык чтения должен обслуживаться некоторыми центрами мозга, и иметь под собою локализованный центр грамотности, которого нет, ведь это приобретенная, а не врождённая способность.
Поэтому, под лучами нейропсихологической славы появилась…
Теория системной динамической локализации психических функций.
Автор этой концепции всемирно известный советский психолог Александр Лурия. Для лучшего понимания работы Лурии, стоит вспомнить о тесной связи с работами Павлова и Выготского.

Если до этого нам было удобнее представлять мозг в виде статической конструкции, само название этой теории заставляет пересмотреть примеры и сделать их живыми. Здесь мы видим мозг сложно устроенным, живым и организованным.
Перейдем к положениям теории.
Из названия можно легко понять 2 основные принципы-фундаменты концепции:
– динамичность
– структурность
Эти два принципа раскрываются в следующих утверждениях:
– психические функции представляют собой системные образования, которые формируются на протяжении жизни, являются произвольными и опосредованными речью
– физиологическим основанием психических функций считаются функциональные системы, которые взаимосвязаны с конкретными мозговыми структурами и состоят из афферентных и эфферентных взаимозаменяемых звеньев.
То есть до этого, психическая функция рассматривалась как стабильная, зафиксированная точка времени и пространства, вроде горы на ландшафте или годам жизни. Сейчас, благодаря Лурии (и Выготскому) мы видим психическую функцию как динамичную, связанную с другими, похожими на звезды в солнечной системе и галактике.
Лурия, основываясь на исследованиях, пришел к выводу: поражение каждой из корковых зон может привести к распаду функциональной системы. Так же он понял, что наличие отдельно утраченной функции не говорит о ее локализации.
Ученый предложил концепцию 3-х функциональных блоков, поделив мозг при этом на «этажи».
Первый функциональный блок включает в себя ствол мозга, ретикулярную формацию и лимбическую систему. Первый ФБМ (функциональный блок мозга) называют энергетическим центром мозга, и он участвует во всех психических процессах соответственно.
Второй функциональный блок включает в себя кору головного мозга за исключением лобных долей. Он является блоком приема, переработки и хранения информации, приходящей извне.
Третий функциональный блок включает префронтальную извилину и кору лобных долей. Он отвечает за планирование и произвольность, а также за контроль психической деятельности.
Выводы:
- Существует 3 подхода к локализации высших психических функций.
- Узкий локализационизм твердит о том, что каждая психическая функция имеет свою место локализации в мозге, и при поражении участка, это функция безвозвратно утрачивается.
- Эквипотенциальная теория настаивает на том, что высшие функции расположены равномерно в мозге, и функция нарушается при значительном повреждении площади мозга.
- Обе теории получили разгром в научных кругах. На их смену пришла концепция системной динамической локализации психических функций Лурии.
- В этом случае мы рассматриваем мозг как динамическую сложную уровневую систему, поделенную на 3 функциональных блока мозга. Психические функции представляют собой системные образования, которые формируются на протяжении жизни, являются произвольными и опосредованными речью.
Список источников
- Клиническая психология. Ведехина С А
- Нейропсихология. 4 издание. Хомская Е. Д.
- Основы нейропсихологии. Лурия А. Р.