Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог, на самом деле является не только фундатором психоанализа, но и привнес свой вклад в нейропсихологию. Кстати, с фамилией Фрейда не все так просто, ведь правильно произносится она как Фройд.
Самые известные работы Фройда:
- Толкование сновидений (1900)
- Три очерка по теории сексуальности (1905)
- Тотем и табу (1913)
- По ту сторону принципа наслаждения (1920)
Зигмунд Фройд известен работам о бессознательном, а также является основателем классического психоанализа – одной из самых популярных школ в психотерапии. Но не все знают, что также он интересовался работой мозга и внес свой вклад в нейропсихологию.
Сначала был узкий локализационизм
Поскольку Фройд был неврологом, учение о мозге не было для него излишним. Будучи образованным человеком, психоаналитик быстро понял, что представление о мозге как о жестко запрограммированном конструкте не может быть применимым к людям, поскольку не может объяснять сложные формы психической деятельности, например, письмо и чтение.
Уже в 1891 мир увидела книга Фройда «Об афазии», в которой он и навел аргументы против основного положения узкого локализационизма, который простыми словами звучит «одна функция, одно место». Вот основной ход мысли, которого придерживался отец психоанализа:
– существование навыка чтения и письма противоречит узкому локализационизму;
– если принцип «одна функция, одно место» действителен, должен существовать «центр грамотности» в мозге;
– «центра грамотности» нет, поскольку это не врожденная особенность, а приобретаемый навык;
– для освоение этих сложных процессов мозг должен самоорганизовываться во время жизни.
Соединить мозг и сознание
Перед тем как мы перейдем к основным идеям Фройда о нейропластичности, важно сказать почему в него летят тонны критики. Все дело в том, что идеи Фройд искал не в научных экспериментах и исследованиях, а в своих размышлениях, никак их не проверяя. Упрощая –, он смотрел, наблюдал и делал выводы, что естественно не является ценностным в мире науки. Однако даже сейчас мы сможем увидеть толк, пользу и смысл в его идеях и концепциях.
«Проект научной психологии» стала той книгой, где Фройд предлагает понятие синапса (синапс – соединение нейронов или нейрона и клетки) и «контактных барьеров» – описание изменения синапсов под действием обучение.

Раз, два, три… Идеи Фройда о пластичности
Метод свободных ассоциаций точно не мог пройти мимо вас. Это тот загадочный и прекрасный момент терапии, когда клиент просто называет слова, хаотично (на самом деле нет) всплывающие в его голове на определенную тему. Возможно, неожиданно, но в основе лежит идея о нейропластичности: одновременно активирующиеся нейроны связываются друг с другом. На самом деле это универсальный нейрофизиологический постулат, которому подарил свое имя канадский нейрофизиолог: закон Хебба, который Фройд предполагал на 6 лет раньше самого Дональда Хебба. Несложно сделать вывод, что свободные ассоциации на самом деле оказываются тесно связанными с личным опытом клиента/пациента.

Кстати, представление Фройда о периодах развития сексуальности человека являются отсылкой в нейропластичность. Не будем усложнять текст концепцией психосексуального развития, но поскольку она делиться на определенные периоды, то есть зоны чувствительности – когда определенный конструкт формируется, затем наступает следующий. Вот только концепция предполагает «путь спасения» – возможность что-то изменить, исправить после критичного периода, пусть даже сложнее. Получается, даже в основе своей известной теории Фройд спрятал принцип нейропластичности.
Успел понаблюдать психотерапевт и за памятью. В конце 19 века Фройд писал: «совершенно новым в моей теории является тезис о том, что воспоминание возникает не раз и навсегда, а может появляться в измененном виде еще несколько раз». Работая с пациентами, он заметил, что воспоминания, которые, казалось бы, должны были записаться как на пленку в нашу память при их «пересмотре» в будущем изменяли влияние на человека – казались более или менее травматичными. Более того, Фройд привнес это в свою работу, помогая пациенту осознать и переписать травматические воспоминания, а также работал с переносом и проецированием этих воспоминанием, чем улучшал отношения пациента с другими.
Очень часто при знакомстве с нейропсихологией мы думаем о ней, как о направлении вроде психоанализа, КПТ или гуманистической парадигме. Но нейропсихология – это знание о психике человека с позиции работы мозга, что естественно вплетается в жизнь и взгляды большинства психотерапевтов. И то, что еще во время психоанализа Фройда уже говорилось о нейропластичности и нейропсихологии – еще одно этому подтверждение.