Давайте поговорим о неожиданном в нашем обучении. Вы думаете, что появление новых нейронов поможет лучше учиться? А вот исследования говорят о другом. Давайте заглянем в мир Мерцениха и посмотрим, что он скажет об этом. Ученный поможет нам не делать поспешных выводов.
Как наука может сбить с толку?
В выпуске «Трудов Национальной академии наук» исследователей из Колумбии (Saxe, Malleret, et al.) вышла провокационная статья. Она описывала исследование, в котором ученые зафиксировали последствия блокирования нейрогенеза (рождения новых нейронов) для изучения лабиринта у мышей. Что за бессмыслица? Зачем было тратить время и деньги на исследование, если известно, что активность нейрогенеза в этой области мозга с течением времени параллельна прогрессу в пространственном обучении (чем слабее нейрогенез, тем хуже прогресс в обучении). И мы понимаем, что те старые мыши, которые являются лучшими учениками, обладают большей способностью развития новых нейронов в старости. Так что очевидно, что блокирование нейрогенеза приводит к ухудшению обучения.
Нет. Это не так. Исследование говорит о другом: когда развитие новых нейронов (нейрогенез) было остановлено, обучение улучшилось. Авторы пишут (спекулируя), что наличие «слишком много памяти» (появление которой связано с нейрогенезом) может приводить к трудностям, когда нужно дать правильный ответ. Бред и все такое – пишет Мерцених.
Это исследование на самом деле представляет доказательство, что для пространственного обучения не нужны новые нервные клетки. Что не удивляет Мерцениха. Первичные изменения, лежащие в основе обучения, включают в себя усиление сильных сторон только тех связей (синапсов), которые способствуют успешному результату обучения. В большей части головного мозга, включая кору головного мозга и первичные центры головного мозга, что поддерживают вклад коры в обучение, познание и контроль памяти практически отсутствует нейрогенез (если мы говорим о мозге взрослого человека). Тем не менее, мозг является пластической (обучающейся) машиной, и его кора играет решающую роль в обучении, которое связанно с памятью. Он учится через изменение синаптических весов (усиление синапсов, которые участвуют в хорошей «попытке»; ослабление тех, чьи действия не имеют к этому отношения), а НЕ потому, что появляются новые нейроны!
Но чем же можно объяснить худшую производительность мышей, которые генерируют новые нейроны в своем гиппокампе по сравнению с теми, у которых такой нейрогенез заблокирован? Как мы можем согласовать этот вывод с более ранними исследованиями, которые доказали, что чем больше новых клеток появляется в этом ключевом центре обучения и памяти, тем сильнее ваши возможности в старшем возрасте ?! Наука полна сюрпризов и головоломок, подобных этой. И это забавно для лабораторного исследователя, хотя и сбивает с толку «не ученого». Мерцених говорит: «Для такого ботана, как я, это открытие дает путь дальнейшим, решающим исследованиям, которые могут стать источником новых открытий и понимания».
Перевод: https://www.onthebrain.com/2019/02/science-can-confusing-just-another-example/