Многие из нас не раз видели в интернете текст с перепутанными буквами с инструкцией «Прочитай это!». В каждом из нас где-то в глубине живет Алиса из сказок Льюиса Кэррола, которая быстро и, особо не раздумывая о последствиях, выполняет инструкцию «Выпей меня!», «Съешь меня!». И только потом начинает анализировать что же произошло.
Так и в нашей истории про «перепутанный» фрагмент текста. Ну прочитали (или не прочитали) мы его и у нас появляется чувство недоумения: «Ну и что?!», – думаем мы. А дело вот в чем.
История про фрагмент текста: «По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве…» относится к вопросу о том, как мы пользуемся идентифицированными буквами, чтобы читать состоящие из этих букв слова. А именно, по результатам исследования одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове (и это наверное и можно было бы считать «общим выводом»). Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте, а остальные буквы могут следовать в полном беспорядке. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а все слово целиком. Собственно это то, что каждый из нас и почувствовал, когда посмотрел на текст и увидел, что в нем во всех словах действительно были сохранены первая и последняя буквы, а многие буквы в середине слов поменялись местами. Тем не менее, слова эти, все равно, оказалось достаточно легко прочитать.
Однако, основываясь на этом примере, говорить о том, что нам нужно сохранить на своих местах только первую и последнюю буквы, а в середине слова может происходить все, что угодно, будет большим упрощением. Именно поэтому подробные исследования того, как мы читаем на самом деле, основаны, конечно же, не на таких забавных казусах, а в основном на исследованиях так называемых слов – орфографических соседей.
Если говорить о «научности» данного эксперимента, и о том, используются ли подобные тексты в научных целях, то следовало бы сказать, что утверждение, которое стоит за этой историей, основывается на том, что человеческий мозг может воспринимать смысл слова целиком, независимо от порядка букв — главное, чтобы первая и последняя были на месте. Но это не совсем правда, во всяком случае только часть правды. Наблюдаемое явление существует благодаря тому, что наш мозг опирается не только на то, что мы видим, но еще и на то, что мы ожидаем увидеть.
По сведениям разных источников, первые исследования на эту тему провел Грэхэм Роулинсон из Ноттингемского университета еще в 1976 году. Он провел ряд экспериментов и убедился в том, что люди могут читать слова с перепутанными буквами, однако у этого есть множество нюансов. Например, человек куда проще воспринимает короткие слова и не может сразу понять слово, если перепутаны не соседние буквы, а расположенные друг от друга на расстоянии (сравните: «прболема» и «перболма»). Также гораздо лучше люди воспринимают слова в контексте (сравните: «прбоелму» и «эут прбоелму лгеко ршеить»). А значит когнитивные процессы, которые стоят за тем, как мы достраиваем образы и опознаем слова, намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд.